ОТКРЫВАЯ КИПРЕНСКОГО
Совет депутатов СГО принял решение установить мемориальную доску великому русскому художнику Оресту Кипренскому на фасада здания МБУ ДО «СДШИ им. О.А.Кипренского» по адресу: ул. Ленинградская, д. 54. Торжественное открытие мемориальной доски состоится сегодня, 26 октября2018 года
Школа с 2009 года носит имя великого земляка. Интерес к творчеству мастера, родившегося в 1782 году по - соседству с нынешним Сосновым Бором, на мызе Нежинской Ораниенбаумского уезда Санкт-Петербургской губернии, изучение его работ стало неотъемлемой стороной ученичества воспитанников школы.
Дух Кипренского незримо присутствует в учебных классах «художки»: дети создают сюжеты из жизни мастера, изучают его произведения, его творчеств, его судьбу. Победителем открытого творческого конкурса проектов мемориальной доски Оресту Кипренскому в 2017 году стал Кирилл Греков, известный сосновоборцам как автор скульптуры «Сова» в сквере скульптур у ТЦ «Ленинград». Инициатором установки памятного знака на фасаде СДШИ был коллектив МБУ ДО «СДШИ им. О.А.Кипренского». Вице-спикер областного ЗакС Дмитрий Пуляевский поддержал инициативу, профинансировав её реализацию из депутатского фонда.
Накануне открытия мемориальной доски 26 октября, директор школы искусств Игорь Лепин поделился с нашим корреспондентом своим видением творчества великого портретиста, а также впечатлениями о поездке в Рим в мае этого года. Приводим фрагменты его рассказа.
Судьба изменчивая и мистическая
В наш быстрый век сложно представить, чтобы человек, родившись в богом забытом месте, провел бы в нем всю жизнь. А во времена Кипренского ему, незаконнорожденному сыну отставного военного бригадира Дьяконова и крепостной крестьянки, была уготована такая участь. Барин не имел права признать его своим сыном, но его изменчивая судьба сложилась удивительно и почти мистически…
При крещении ему дали фамилию Кипрейский. В 7 лет в приходе Копорской церкви он был записан как Копорский, потом стал Кипренским, а на надгробии художника в церкви Сант Анреа делле Фратте в Риме значится - «Кипренской».
Мальчика записали сыном бывшего пленного шведа Адама Швальбе - управляющего в усадьбе. Католик, представитель другой цивилизации,очевидно, он немало сделал для этого ребенка. Недаром портрет Швальбе, отмеченный особойтеплотой, был одним из первых, уже мастерских работ Кипренского. Именно при виде этого портрета, выставленного спустя годы в Риме в Академии Святого Луки, Кипренского поначалу упрекнули в том, что он выдает работу Рембрандта за свою.
Социальный лифт или волшебство таланта?
В Академии художеств, находящейся в непосредственном управлении двора, он получает одну награду за другой. Под профессиональным приглядом императорских кураторов Академии молодые таланты могли круто подняться на «социальном лифте» и изменить свою жизнь.
Даже невзирая на отдельные чудачества …Однажды воспитанник академии Кипренский во время парада на плацу бросился с прошением под императорскую лошадь– так, что Павел Первый чуть не сверзнулся со своего коня. Он умолял зачислить его в гусары, так как его дама сердца любила гусар, а не художников...
При выпуске из Академии он получает классный чин, звание свободного художника и право на преподавание, а также освобождение от налогов и воинской службы. Выпускнику полагались даже форменный мундир и шпага. Победа на конкурсе, золотая медаль за историческую картину и рекомендация академического совета предполагали поездку за границу для совершенствования мастерства.
Кипренский понял, кто перед ним
Из-за наполеоновских войн в Рим художник попадет только через несколько лет. Всю свою жизнь он будет пытаться преуспеть в создании больших исторических полотен, а портреты писать - от случая к случаю, или для заработка, не считая себя исключительно портретистом.
С именем Кипренского у большинства людей связывается одна его работа – портрет 1827 года Александра Сергеевича Пушкина по заказу Антона Дельвига. Это – лучший портрет Пушкина, потому что Кипренский понял, кто перед ним, уловил масштаб одарённости богом этого человека: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит»… Все остальные портреты поэта - это не более, чем зарисовки с натуры. Портрет висел у Дельвига до самой его смерти и был выкуплен Пушкиным.
В Риме
Кипренский первым из плеяды русских художников 19 века, кто имел резонанс и признание в Италии и в частности - в Риме. По его стопам пошли Брюллов и Иванов. Он был членом Римской. Неаполитанской, Болонской Академии художеств. Галерея Уффици, заказала ему портрет, где находится он до сих пор. В июле 1836 года, за три месяца до своей смерти, Кипренский женится на Анне-Марии Фалькаччи, своей молодой музе, для чего ему даже пришлось принять католичество. Поступок по тем временам экстраординарный.
Умер художник внезапно, вероятно отпростуды, когда были уже упакованы вещи для отбытия в Россию. Позже его вдова, не имеющая средств к существованию, напишет письмо Николаю Первому с просьбой выкупить работы. По распоряжению императора, невзирая на то, что Кипренский не был обласкан двором, посол России в Риме купит все произведения Кипренского, и они вернутся в Россию, в Академию художеств и эрмитажное собрание.
Захоронение Ореста Кипренского в церкви Сант Анреа делле Фратте, одной из красивейших церквей Рима, легко найти. Надгробие выполнено русским мастером Ефимовым.
Стела с надписью гласит: «В честь и в память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников, профессора Императорской Петербургской академии художеств и члена Неаполитанской академии, поставили на свои средства, русские художники, архитекторы и скульпторы, сколько их было в Риме, оплакивая безвременно угасший светоч своего народа и столь добродетельную душу…» Сегодня это достаточно посещаемое место, где захоронены многие выдающиеся люди и не только итальянцы.
Священник, закончивший мессу, на вопросы отвечал односложно, но узнав, что интерес к надгробию не праздный, разрешил оставить рядом книгу о нашей художественной школе. Он не припомнил, чтобы кто-либо еще интересовался этим захоронением.
Пусть дух его витает в стенах школы
В выставочном зале Художественной школы открыты две выставки – работы юных художников о Кипренском и фотоотчёт Игоря Лепина о поездке в Рим. Мемориальная доска в память о Кипренском - ещё один знак любви и уважения художнику, который не получил при жизни признания и ответной реакции общества на свои замечательные творения.
Автор барельефа – Кирилл Греков, известный сосновоборцам создатель «Совы» в городском парке скульптур. На здании школы Кипренский изображён с палитрой в руках, окружённый символичными для его жизни деталями: цветы кипрея, фрагменты римской архитектуры.
Кириллу удалось уловить и запечатлеть неуловимый живописный образ Кипренского, вся жизнь которого прошла между датами 1782-1837 . Было множество дорог, по которым могла повести Кипренского судьба, данная ему при рождении. Но его предназначение оказалось сильнее, он пошёл своим путём - удивительным и неповторимым.
Пусть дух Кипренского живет в нашей школе, и рядом с ним растут и творят дети.